Не работает компьютер . Аппаратные конфликты.

диспетчер устройств windows xp

Аппаратные конфликты и причины их появления.

Как ни странно, можно без особых раздумий сказать — вся проблема заключается в универсальности современных компьютеров. Аппаратные конфликты – дань совместимости. 

А что-ж так-то, или экскурс в историю.

Изначально у компьютера IBM AT была всего одна-единственная шина, с помощью которой все устройства подключались к оперативной памяти и процессору (это шина ISA ). Вся архитектура IBM -совместимых компьютеров строилась только на ней, что, в общем-то, было вполне оправданным — в те времена производительность 286-го компьютера была просто изуми тельной по сравнению с другими компьютерами, так что перед производителями не стояло задачи создавать стандарт с большим “запасом прочности”. Тем более, что подобные разработки всегда отрицательно сказывались на конечной стоимости продукта.  Не существовала ранее и система автоматической настройки устройств Plug and Play , поэтому все оборудование приходилось настраивать, в прямом смысле, вручную. Чтобы облегчить работу специалистов по настройке компьютеров, практически всем устройствам были назначены строго определенные ресурсы компьютера, которые не могли быть заняты другими устройствами, что, в общем-то, не только ускоряло сам процесс окончательной настройки компьютера, но и практически на 100% устраняло возможность возникновения того, что называется аппаратные конфликты .

аппаратные конфликты
Аппаратные конфликты в диспетчере устройств – без драйверов устройства мешают друг другу.

Естественно, что с течением времени производительность любого старого стандарта перестает удовлетворять, что приводит к появлению нового. Более скоростные стандарты либо являются надстройками над более старыми версиями, позволяющими преодолеть те ограничения, которые последние имеют, либо имеют совершенно иной способ подключения, который совсем не совместим со старым методом. Вот здесь мы и сталкиваемся с первой проблемой. Для сохранения совместимости со старыми устройствами производители вынуждены оставлять как разъемы, так и программы, которые, как мы уже знаем, не поддерживают автоматической настройки, а это потенциально аппаратные конфликты .

Примечание

В качестве доказательства утверждения , что система автоматической настройки Plug and Play является одной из причин появления сбоев , можно привести семейство операционных систем Windows NT . Все они заслуженно считались очень стабильными, хотя в своё время , а именно с появлением версии Windows 2000, и здесь появились различные нюансы . Одним из основных нововведений в Windows 2000 являлась поддержка системы Plug and Play .

Практически все современные устройства разрабатываются согласно требованиям к возможности их автоматической настройки, поэтому все спецификации, безусловно, поддерживают технологию Plug and Play . Здесь мы сталкиваемся со второй более серьезной проблемой. Старые устройства по-прежнему требуют безоговорочного резервирования строго определенных ресурсов компьютера, тогда как современные устройства вполне способны работать практически с любыми свободными ресурсами ПК. Вполне естественно, что для нормальной работы всех старых устройств в любом случае будут зарезервированы все необходимые ресурсы, в то же время их становится все меньше и меньше, пока не наступает предел, когда даже новые устройства уже не могут нормально распределить между собой оставшееся количество ресурсов. Как вы понимаете, аппаратные конфликты снова становятся практически неизбежными.

 Аппаратные конфликты . Распределение ресурсов компьютера

Под старыми устройствами сегодня следует понимать те устройства, которые для своей работы, точнее для связи с остальными компонентами компьютера, использовали шину ISA . Это такие устройства, как последовательные, параллельный и инфракрасный порты, порты для подключения клавиатуры и мыши, контроллер флоппи-дисковода. Все они используются порой до сих пор, поэтому избежать того, что называется аппаратные конфликты , иногда сложно.

Аппаратные конфликты — это ситуация, когда несколько устройств одновременно пытаются получить единоличный доступ к одному и тому же ресурсу компьютера, причем компьютер начинает давать сбои в работе одного или нескольких устройств, а то и вообще зависает без всяких предупреждений или сообщений об ошибке. Аппаратные конфликты нередко проявляются и невозможностью завершить сеанс системы.

Ресурсы компьютера можно разделить на три основных группы: прерывания, каналы DMA и порты ввода/вывода.

Прерывания ( IRQ , Interrupt Request ) представляют собой физические сигналы, при помощи которых специальный контроллер переключает вычислительные мощности центрального процессора от одного устройства к другому, позволяя, таким образом, одновременно обрабатывать последовательно все поступающие запросы. Различают аппаратные и программные прерывания — в данном случае имеется в виду первый тип. Если устройство не подает запрос на выполнение определенных действий, тогда соответствующее ему прерывание не генерируется.

Для работы любого устройства рекомендуется наличие свободного прерывания, при этом старое оборудование всегда требует для себя уникального но мера прерывания, в то время как некоторые наиболее современные устройства вполне могут обойтись так называемыми разделяемыми прерываниями. Кроме того, ставится условие, чтобы устройства, использующие одно прерывание, не работали одновременно, хотя и здесь имеется ряд нюансов.

Аппаратные прерывания могут происходить в любой момент, так что никто не застрахован от ситуации, когда два прерывания могут возникнуть одно временно. В этом случае система прибегает к специальной таблице приоритетов, где каждому прерыванию назначен уникальный приоритет.

Как уже говорилось, немалое количество ресурсов резервируется под использование их старым оборудованием, поэтому рекомендуется изучить всю таблицу прерываний (см. табл.), которую устанавливает операционная система по умолчанию.

Таблица прерываний , устанавливаемая по умолчанию
Прерывание
Устройство, назначаемое по умолчанию, рекомендации по настройке
IRQO
Прерывание системного таймера, который отвечает за работу часов реального времени. Применяется со времен первых IBM PC и для использования другими устройствами недоступно
IRQ1
Прерывание клавиатуры. Генерируется при каждом нажатии на
клавиши. Для другого использования недоступно
IRQ2
Сегодня резервируется исключительно ради совместимости со старыми программами. Для другого использования недоступно
IRQ3
Прерывание назначается по умолчанию последовательному порту COM2. Этим прерыванием пользуются устройства, использующие “парный” порт COM4. Для других устройств это прерывание может стать доступным только после отключения порта в BIOS
IRQ4
Прерывание назначается по умолчанию последовательному порту С0М1. Этим прерыванием пользуются устройства, использующие “парный” порт COM3.
Для других устройств это прерывание может стать доступным только после
отключения порта в BIOS
IRQ5
Прерывание используется звуковыми платами ISA и более новыми PCI. Современные звуковые платы занимают это прерывание исключительно ради совместимости со старыми программами. Прерывание доступно для использования другими устройствами, но в этом случае возможны проблемы с запуском старых игр
IRQ6
Прерывание используется контроллером флоппи-дисковода. Для других устройств это прерывание может стать доступным только после отключения контроллера в BIOS
IRQ7
Прерывание используется параллельным портом при работе в режимах ЕРР и ЕСР. Для других устройств это прерывание может
стать доступным только после отключения порта в BIOS или при выборе режима SPP
(Normal)
IRQ8
Прерывание используется часами реального времени. Для использования другими устройствами невозможно
IRQ9
Прерывание свободно для использования другими устройствами
IRQ10
Прерывание свободно для использования другими устройствами
IRQ11
Прерывание используется шиной USB. Для других устройств это прерывание может стать доступным только после отключения шины в BIOS, т. к. даже при отсутствии подключенных устройств это прерывание недоступно для использования другими устройствами
IRQ12
Прерывание используется для мыши PS/2. Для других устройств это прерывание может стать доступным только после отключения
порта в BIOS, т. к. даже при отсутствии мыши прерывание резервируется и недоступно для использования другими устройствами
IRQ13
Прерывание раньше использовалось для математического сопроцессора, сегодня резервируется ради совместимости со старыми
программами. Для использования другими устройствами недоступно
IRQ14
Прерывание используется первым каналом контроллера IDE.
Для других целей может быть использовано только после отключения
канала в BIOS
IRQ15
Прерывание используется вторым каналом контроллера IDE.
Для других целей может быть использовано только после отключения
канала в
BIOS

Не стоит понимать фразу “это прерывание может стать доступным” буквально, т. к. далеко не все устройства могут занимать выбранное вами прерывание. Яркий пример — звуковые платы. Практически все звуковые платы могут работать только либо с IRQ 5, либо IRQ 10, в то время как все остальные для них вполне могут оказаться недоступными.

Чтобы аппаратные конфликты не послужили причиной сбоя в работе собранного компьютера, рекомендуется придерживаться следующей последовательности установки устройств:

  •  сначала собирается базовая конфигурация — процессор и кулер для него, модуль памяти, видеокарта, жесткий диск и привод DVD – ROM ; внутренний модем ( PCI или ISA ). Внешний модем подключается к одному из последовательных портов или USB, поэтому его настройка обычно не вызывает больших проблем;
  •  звуковая плата ( PCI ). Если звуковая плата интегрированная, тогда она настраивается сразу же еще до установки всех остальных устройств;
  • сетевая плата ( PCI );
  • плата для работы с видео ( PCI Express или старый AGP );
  • контроллер SCSI и все остальные платы.

После установки каждого последующего устройства в компьютер могут произойти аппаратные конфликты . При этом может потребоваться изменить порядок установки компонентов, которые уже установлены в вашем компьютере (то есть потребуется изменить порядок, какое устройство будет устанавливаться первым, какое — вторым, какое — третьим и т. д.). Как показывает практика, время от времени встречаются компьютеры, которые нормально работают только в случае строгого соблюдения или указанной выше последовательности сборки или иной, в противном случае добиться стабильной работы бывает крайне сложно и именно аппаратные конфликты тому виной.

Читайте также на сайте:

 Устранение аппаратных конфликтов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 50 МБ. Вы можете загрузить: изображение, видео. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда